В трансмиссиях серии Q200 от производителя Volkswagen нередко используется «сухое» сцепление (чаще всего в 7-ми ступенчатых). В ходе интенсивной эксплуатации внутренние элементы изнашивается, в результате чего изменяется ход рабочего зазора между дисками, которые располагаются во фрикционных муфтах.
Чтобы компенсировать это проводят процедуру адаптации, для чего вначале выполняют компьютерную диагностику, которая позволяет выявить уровень отклонения от нормы.
Такая регулировка может выполняться как вручную, так и автоматически, причем в обоих случаев можно достичь хорошего результата. В память контроллера при этом заносится число выполненных корректировок.
Главным признаком изменения рабочего зазора является возникновение вибраций, а также неприятных рывков при разгоне транспортного средства. Это касается автомобилей, на которых устанавливается автоматическая коробка передач DQ200.
Изначально завод-изготовитель при сборке трансмиссионного узла выполняет регулировку параметров, выставляя их на нужном уровне. Однако в ходе эксплуатации ход зазоров естественным образом возрастает, в результате чего нарушается изначальное положение компонентов.
Нужно отметить, что автоматическую адаптацию проводит устанавливаемый при сборке контроллер. Это позволяет механизму вернуть изначальные параметры и компенсировать лишние зазоры в приводах. В ДСГ DQ200 применяют специальные муфты разомкнутого типа, где блок мехатроника контролирует степень сжатия дисков. Процесс контролируется в зависимости от таких параметров, как величина крутящего момента, а также интенсивность разгона (сила давлении на педаль акселератора).
При очень резком разгоне шток автоматически выдвигается на предельно большое расстояние. Изначально завод-изготовитель программирует систему АКПП на определенный диапазон хода штока. В то же время, в ходе интенсивной эксплуатации происходит сильный износ накладок, в результате чего тяга уже не обеспечивает требуемую степень сжатия фрикционных дисков. Это приводит к такому явлению, как пробуксовка муфты, что нередко возникает из-за перегрева материала накладок и их последующей деформации.
Автоматическая регулировка - не единственная. Система также предусматривает возможность механической адаптации, которую обычно выполняют после ремонтно-восстановительных и сервисных работ. Нередко ее проводят после замены компонентов муфты, а также перепрограммирования управляющего блока. По регламенту такой процесс также необходим при установке контрактной АКПП.
Первый этап - выполнение диагностики, для чего используют кабель ВАСЯ-Диагност или шнур типа VAG-COM. Согласно требованиям такая проверка осуществляется после 15 тыс. км пробега в рамках анализа состояния элементов трансмиссии.
Мастер подключается шнур и запускают программную утилиту, заходя в раздел 02. Всегда следует использовать только современную версию прошивки, для чего проверяют модификацию, которая обозначается в поле Component. Для проверки остаточной толщины накладок фрикционных, от чего зависит ход штока, анализируют блок измерений - клавиша Meas. Blocks – 08.
Чтобы определить, существуют ли резерв, мастер высчитывать разницу между Clutch adaptation Position 3 и Clutch adaptation AGK Closed. На новой коробке передач значение цифр составляет 5-6,5 мм. Если в результате ремонтно-восстановительных работ зазор снизился до 2 мм и меньше, выполняют настройку.
Замеры выполняют при разгоне - резком и плавном, причем по отдельности. Для получения информации по свойствам применяют группы 091 и 111. Это дает возможность грамотно оценить характеристики 1-го и 2-го сцеплений. При этом общая выработка муфты не должна превышать показателя в 7 мм, для чего проверяют показания Cluth Actual Position.
Для получения более точной информации специалист выводит на экран монитора график работы муфт, для чего используется программная функция Grapf. По окончании работы в обязательном порядке проверяется степень разрыва внутренних элементов (температура). Результаты можно увидеть в группах 119 и 122 (для диска второго сцепления) и группах 99 и 102 (для элементов первичной муфты).
Предельный нагрев можно проанализировать по данным с группы 98 и 118. Для поиска ошибок в работе мехатронике, мастер анализирует данные группы 56-58. При отсутствии ошибок и корректной работе здесь будет показатель 65535. В данной системе также отображается общий пробег АКПП.
Что касается соотношения адаптаций 1-й и 2-ой муфты, то показатель здесь не должен превышать коэффициент 0,33. В противном случае можно говорить об автоматическом стремлении мехатроника выйти на корректное положение дисков. Важно заметить, что после модернизации АКПП, выполненной 2018 году, корректное соотношение стало равно 1.
Выделяют 2 основных способа адаптация коробки-автомат, каждый из которых стоит рассмотреть подробнее:
Стандартный метод
Способ подразумевает использование компьютера, для чего через специальный кабель подключают диагностическую колодку. АКПП прогревают до температуры +50 - +100°С, после чего селектор переводят в режим Parking, но мотор продолжает работать. При регулировке нельзя надо нажимать на педаль газа. Автомобиль удерживается на месте путем постоянного нажатия на педаль тормоза.
1. Подключение кабеля, запуск программы ВАСЯ-Диагност и переход в раздел общих установок (группа значений 011, раздел 02).
2. Переведение ручки селектора в положении паркинг.
3. Заглушение двигателя и активация цепи поддержки системы зажигания.
4. Поиск в меню базовых установок (раздел 02) параметра 065, с помощью которого регулируют зазор в муфтах сцепления. Для этого активируют кнопку старта и следят за цифровыми значениями на экране. В ходе такого процесса со стороны картера АКПП могут доноситься щелчки и иные звуки, что является нормой. Обычно по времени регулировка не превышает 30 секунд, что зависит от степени износа.
5. После появления на экране монитора цифры 4-0-0, запускают двигатель. При этом важно успеть уложиться в течение 10 секунд, поскольку именно такое время должно пройти между окончанием процедуры калибровки и пуском ДВС. На экране монитора можно увидеть изменения параметров работы моторы и появление непонятного звука со стороны картера трансмиссии. Когда на дисплее появится кодировка 254-0-0, это будет означать успешное окончание работы. Если на экране появляются иные цифры, значит, произошла ошибка и процедуру требуется выполнить повторно.
6. По окончании процедуры адаптации мастер выходит из базовой настройки и проверяет блок управления. Все найденные коды удаляются, после чего автомобиль заглушается. Проведение тестового пробега осуществляется согласно заводского алгоритма.
На автомобилях, которые конструируются на модульной платформе серии MQB, алгоритм несколько отличается и включает в себя такие действия:
1. Мотор и трансмиссия автомобиля предварительно прогреваются, после чего автомобиль глушат и ставят на ручной тормоз.
2. После переведения процедуры зажигания, ключ переводят в первое положение, в результате чего происходит автоматическое сбрасывание счетчиков адаптации в течение ближайших 25 30 секунд. Далее появляется информация о правильности выполнения работы и зажигание отключается на 5 секунд. Аналогичным образом осуществляется очистка температурной карты.
3. Поле выбора режима базовой установки, нажимают на педаль тормоза и запускают ДВС. Педаль требуется удерживать в течение всей процедуры настройки, которая по времени занимает порядка 2,5-3 минут. В ходе этого процесса с картера могут доноситься всевозможные шумы и даже щелчки, что является вполне нормальной процедурой. После успешного выполнения процедуры появится соответствующее уведомление на экране монитора.
4. Тестовый прогон трансмиссионного блока. В процессе адаптации запрещается выполнять какие-либо дополнительные манипуляции, поскольку это может привести к поломке. Как результат, коробка потребует капитального восстановления в специализированном автосервисе.
Такой способ выполнения настройки не требует наличия дополнительного коммутационного шнура. Для начала работы необходимо сбросить настройки блока управлению, для чего на машине требуется проехать порядка 12-15 км. Далее ключ в зажигания поворачивается на первое положение (в некоторых моделях авто этого можно не делать), после чего приступают к процедуре регулировки.
Опускают стекло, после чего резко надавливает на педаль акселератора, в результате чего срабатывает режим kickdown (резкое повышения оборотов), что приводит к характерному щелчку, который можно услышать в картере трансмиссии АКПП. В таком состоянии педаль удерживается в течение 35-40 секунд, после чего педаль газа отпускают, а ключ извлекают из замка зажигания. Спустя 12-15 можно запускать ДВС ехать. Такая процедура подходит не для всех модификаций АКПП DQ200.
Чтобы закрепить полученный результат, по окончании работы требуется выполнить коррекционный тест-драйв. С этой целью выполняют следующие действия:
1. В программе проверяется наличие ошибок, после чего все обнаруженные коды удаляются. Только после этого можно отключить диагностический кабель и заглушить двигатель внутреннего сгорания.
2. После запуска мотора, селектор переводят положение Drive, после чего начинают медленно передвигаться в течение 15-20 секунд. При этом использование системы круиз-контроль запрещается, поскольку это может сбить проводимую настройку.
3. Далее потребуется плавно остановить автомобиль, перевести положение селектора в режим R, после чего начать двигаться задним ходом в течение 10-15 секунд.
4. Плавно тормозят и переключают ручку селектора АКПП в движение вперед (Драйв). После этого плавно разгоняют автомобиль и передвигаются некоторое время, чтобы задействовать все ступени. Резкий разгон при этом запрещается, поскольку все ступени должны переключаться максимально плавно.
5. Переводят ручку селектора в положение ручного переключения ступеней. Далее потребуется передвигаться на протяжении 60 секунд на одной из четных передач 4 или или 6). Далее процедуру выполняют также на нечетных скоростях (5 и 7). Такую процедуру с четными и нечетными скоростям повторяют несколько раз. При этом допускается передвигаться в каждом из режимов не более 60 секунд. Чтобы добиться корректной настройки при движении рекомендуется придерживаться от 2000 до 4500 об/мин. Круиз-контроль при этом не используют.
В результате выполненной настройки все рывки и подергивания должны полностью исчезнуть. В случае, если проблема не устраняется, рекомендуется полностью обновить программное обеспечение, которое отвечает за блок управления мотором. На некоторых автомобилях, которые оснащаются двигателем BSE 1,6 л, может наблюдаться проблема при переключения с 3 на 2 скорости. Причина обычно кроется в версии прошивки трансмиссии и ДВС. При невозможности устранить неполадку, рекомендуется обратиться в автосервис, где мастера проведут комплексную диагностику всей коробки DQ200.
Обычно коробка DQ200 автоматически корректирует ход штоков по мере износа накладок, а принудительная адаптация производится при появлении рывков или характерных ударов. Процедуру также выполняют после замены сцепления или при обнаружении ошибок в памяти контроллера. Вне зависимости от способа выполнения работы, на первом этапе выполняется диагностика состояния коробки автомат.
Работу можно выполнить и самостоятельно, однако в случае отсутствия опыта, всегда можно обратиться в специализированный автосервис, где грамотные и квалифицированные мастера уверенно справятся с поставленной задачей.