Диагностировать АКПП можно в специализированном автосервисе, причём проводиться данная процедура довольно быстро и стоит сравнительно недорого. Диагностика автоматических коробок передач производится по определённому регламенту и правилам, которые должны обязательно соблюдаться. Специалисты в автосервисе должны знать все базовые операции, которые проводятся при диагностике, и они обычно подходят для данных процедур разных моделей. Сколько положено работ и времени на диагностику, столько и нужно будет тратить, не пропуская ни одного действия, иначе результат получиться не совсем идеальным.
Не желательно обращаться для проведения диагностики к мастерам, которые предлагают свои услуги в гаражах и делающие всё быстро. После их диагностики и ремонта вы можете столкнуться с серьёзными проблемами АКПП, потому что они обязательно не учтут какой-нибудь важный фактор. Поэтому не стоит экономить и отправляться в приличный автосервис с современным оборудованием и опытными специалистами.
В принципе любой мастер может произвести замену сгоревшей пластины в пакете фрикциона или шестерни с повреждёнными зубьями, но будет гораздо лучше, если специалист найдёт причину, из-за которой возникла неисправность и постарается устранить её.
Производители АКПП разработали для проверки своих коробок передач различные диагностические процедуры, но не все основные операции подходят всем типам коробок. У каждой автоматической коробки передач есть свои нюансы, которые нужно обязательно соблюдать, и они рекомендованы производителями. У различных АКПП разные технические характеристики, особенности конструкции, особенности транспортного средства, на который данная АКПП устанавливается, а также всевозможные параметры, которые следует обязательно проверять. Причём проверку нужно проводить как можно быстрее, так как появившиеся проблемы могут перерасти в очень серьёзную поломку, которые впоследствии обойдутся Вам ещё дороже.
Каждый производитель АКПП изготавливает свою продукцию, которая предназначена для работы при определённых условиях эксплуатации, а также под конкретные модели двигателей и марки автомобилей. Так что при желании заменить запчасти на одной модели АКПП, используя элементы с другой модели, у вас может ничего не получиться, поэтому надо обязательно спрашивать при покупке запасных частей, для какого они типа АКПП.
Настоящий специалист способен быстро произвести идентификацию АКПП, причём сделать это точно и качественно. И если идентификация будет проведена правильно, то можно будет определить нужные диагностические процедуры и подобрать необходимые запасные части. Можно даже определить последовательность диагностических мероприятий, которые начинаются с проверки уровня трансмиссионного масла в АКПП и восстановления его объёма в данном устройстве. Потом нужно проверить и отрегулировать привода золотников, находящихся на дроссельном и ручном клапане. Ещё нужно будет подсоединить манометры к диагностическому порту АКПП и проверить параметры АКПП при работающем двигателе и в машине во время движения. Должно проверяться каждое переключение рычага, чтобы получить полную таблицу результатов измерений. Многие современные автомобили с АКПП имеют электронную систему, которая управляет и контролирует показатели, в них входит бортовой компьютер, а также машины снабжены электронными датчиками
Если диагностируемый автомобиль с АККП имеет электронное управление, то можно воспользоваться диагностическим компьютером и провести компьютерную диагностику АКПП. Когда автомобильный двигатель не отрегулирован, то это может отрицательно сказаться на правильном функционировании АКПП. Так получить наиболее достоверные результаты проверки можно получить только при движущемся автомобиле и, если мотор данного транспортного средства будет полностью исправен и отрегулирован. Большинство производителей АКПП рекомендуют соблюдать уровень масла между метками ADD и FULL, которые нанесены на щуп гидравлической системы автоматической коробки передач. Нормальная рабочая температура масла 66 - 93°С, и её можно достичь после пятнадцати или двадцати километров.
При длительной эксплуатации транспортного средства на высокой скорости и в жарких климатических условиях, нужно измерять уровень масла только после того, как автомобиль постоит полчаса при заглушенном моторе, так как масло за это время должно остыть, и вы получите реальные показатели. Масло в АКПП можно проверять в обычном температурном режиме или при комнатной температуре. Если вы обнаружите недостаточное количества масла, то при его доливании надо внимательно контролировать процесс, иначе вы можете налить лишнего масла в гидравлическую систему, и оно будет вспениваться и выливаться.
При проверке уровня масла машину нужно установить на ровную горизонтальную поверхность, а двигатель должен работать на холостых оборотах, при этом колёса надо обязательно блокировать тормозом. Держа ногу на педали тормоза, водителю нужно плавно переключать передачи, чтобы заполнить трансмиссионным маслом магистрали гидравлической системы АКПП. При установке рычага переключения передач на паркинг отпускается педаль тормоза, извлекается измерительный щуп, вытирается и вставляется назад. Потом уже можно проверять уровень трансмиссионного масла при повторном вынимании щупа. Если вы обнаружите, что уровень находится ниже метки ADD, то надо будет срочно доливать масло, к тому же надо замерять уровень и после добавления. После проведения всех необходимых проверок надо будет вернуть щуп на место, причём установить его достаточно плотно, чтобы не было проникновения загрязняющих элементов снаружи.
Когда вы будете измерять уровень масла при комнатной температуре, то можете это делать по той же самой схеме, но только уровень масла будет на ADD. На измерительных щупах может быть одна или две метки – это могут быть ямочки или сквозные отверстия, обозначающие уровень холодного масла. Есть и такие измерительные щупы, на которых вы можете найти надписи COLD и HOT, обозначающие разные температурные режимы для АКПП. Если измерять холодное масла и доводить его до оптимального уровня, нужно также внимательно следить за процессом, чтобы не случилось переполнения гидравлической системы АКПП.
Трансмиссионное масло для АКПП должно выполнять много важных функций, на которых нужно остановиться подробнее. Благодаря трансмиссионным маслам в АКПП, передаётся крутящий момент насосного колеса на турбинное колесо ГТ. Также масло создаёт определённое давление в АКПП, сжимая ведущие и ведомые диски, включая сервоприводы, зажимая тормозные ленты, и эти процессы позволяют производить включение и выключение различных передач в АКПП. Ещё масло смазывает шестерни, подшипники и вкладыши и отводят тепло от АКПП. Из самых распространённых марок трансмиссионных жидкостей можно выделить масло фирмы DEXRON. И даже если трансмиссионное масло будет выпускать другой производитель, то он обязательно укажет, что данная жидкость обладает соответствием со стандартом DEXRON.
Можно обратить внимание на цвет и запах масла и понять, нужно его менять или ещё можно какое-то время поездить, к тому же вы можете обнаружить неисправность самой АКПП и узнать о необходимости её ремонта, потому что исправная АКПП обладает красным или оранжево – красным маслом, а если вы увидите, что масло тёмно - коричневое или чёрное, а ещё и имеет горелый запах, то надо срочно принимать меры. Некоторые изменения в цвете масла можно допустить при запуске двигателя, но только если не будет горелого запаха. Если разрушаются фрикционы, тормозные ленты, вкладыши и шестерни, то вы сможете увидеть в трансмиссионной жидкости металлические фрагменты. Вы даже можете обнаружить какую-либо частичку на измерительном щупе, когда будете измерять уровень масла. Когда на щупе обнаруживается масло бело – розового цвета, то это признак попадания в масло, воды или антифриза. Если это произошло, то надо снимать масляный поддон и провести тщательное обследование его и удалить всевозможные отложения. Когда трансмиссионная жидкость в поддоне грязная или разжиженная, а также вы видите на нём посторонние элементы, то АКПП нужно немедленному снять, разобрать, почистит и отремонтировать. Так же должна быть промыта ГТ и охлаждающая система АКПП.
Если вы обнаружите переполненную гидравлическую систему АКПП, то это может привести к вспениванию трансмиссионной жидкости. Когда масло в АКПП вспенивается, то оно не может создавать необходимое давление и не сжимаются диски в фрикционах, и от этого появляются пробуксовки, сгорание, приводящие к поломке АКПП. Такие проблемы также бывают в тормозной автомобильной системе, когда в неё попадает воздух. Масло при вспенивании может вытекать через сапун.
Недостаточное количество масла в АКПП приводит к закачке масляным насосом масло, которое имеет в своей структуре воздух и это влияет на недостаточное сжатие дисков фрикционов, что может серьёзно навредить всей автоматической коробке передач. Когда производится проверка АКПП, необходим также осмотр привода, так как он может иметь нештатные изгибы, ослабление крепёжных элементов. Также должна быть проверена величина его хода, когда полностью открыта дроссельная заслонка двигателя. Привод не должен заедать и легко возвращаться назад, когда будет отпущена педаль газа. Ещё проверьте состояние троса привода, так иногда он может быть расплющенным или повреждённым. Нужно провести осмотр шланга, который соединяет вакуумную диафрагму и впускной коллектор двигателя, так как в нём может содержаться трансмиссионное масло, которое может предупреждать владельца автомобиля о том, что вакуумная диафрагма дала течь из-за различных повреждений.
Нужно тщательно проверять все имеющиеся приводы в АКПП, чтобы они не были перегнутыми и ослабленными, иначе работа автоматической коробки передач будет нестабильной. Всё должно быть отрегулировано и отремонтировано должным образом, чтобы система переключения не давала сбоев. Если вы будете проверять привод золотника клапана в кикдауне, то надо полностью открыть дроссельную заслонку, а этого можно добиться только при полном нажатии педали газа.
Некоторые модели АКПП имеют такой золотник клапана кикдауна, управление которым осуществляется при помощи соленоида. Соленоид размещается на корпусе коробки, или им оснащено клапанное устройство. Чтобы проверить состояние соленоида, Вам надо включить зажигание и полностью нажать педаль газа. Соленоид должен слегка щёлкнуть, подтверждая, что шток соленоида произвёл перемещение. Если соленоид расположен на корпусе АКПП, то сначала проверяются все подходящие к нему электрические провода, так как они могут быть повреждены.
Проверять и регулировать привода золотника на ручном клапане очень важно, так как вы сможете обеспечить правильную работу гидравлической системы. Каждое положение рычага переключения передач соответствует определённому положению золотника ручного клапана. Если данные положения будут рассогласованы, то нужно срочно проверять состояние золотника, так как он может не до конца открывать клапан или полностью его закрывает, не давая проходить трансмиссионной жидкости. А если масло не будет проходить, то могут серьёзно пострадать исполнительные механизмы - тормоза, фрикционы, которые включают нужные передачи. При наличии проблем с поступлением трансмиссионной жидкости передачи будут переключаться с пробуксовками или может произойти серьёзная поломка
Нужно обязательно проверять величину хода, когда перемещается рычаг переключения передач, также проверить все крепёжные элементы и составные части привода со степенью износа. Рычаг переключения передач должен работать без задержек и пробуксовок. Обнаружить неисправность в АКПП будет гораздо проще, если водитель автомобиля сможет технически грамотно рассказать о проблемах с АКПП, так как любая неисправность имеет определённые симптомы, такие как подозрительный шум, вытекание масла, недостаточный разгон транспортного средства, трудное переключение передач. Водитель автомобиля может значительно сэкономить, если своевременно обратиться к опытным специалистам, так как все проблемы начинаются с мелких неисправностей и их надо уметь вовремя выявлять. Вам нужно будет заплатить за диагностику АКПП, но зато ремонтные работы АКПП будут сравнительно не дорогими.
Всегда спрашивайте специалистов про особенности конструкции, обслуживание, эксплуатацию, а также вождение вашей модели автомобиля с АКПП. Так как рекомендации мастеров могут Вам пригодиться в будущем, и вы избежите множества проблем, к тому же Вам ничего не нужно платить за консультацию специалиста. Если ваша АКПП имеет вакуумный дроссельный клапан, а в двигателе сильно изнашиваются цилиндры и компрессионные кольца в поршневых группах, то в тракте пуска может возникнуть неисправность и разрежение может измениться. Получается, что шток клапана не достиг необходимой точки перемещения, и изменилась работа гидравлической системы АКПП. Также меняется давление, создаваемое маслом, а от этого появляются различные рывки и дискомфорт во время переключения передачи.
Когда неисправен гидротрансформатор, то можно заметить изменения в работе системы во время движения автомобиля. Обычно разблокируется обгонная муфта и производит свободное вращение вокруг своей оси в обе стороны или она полностью заклинивает. При нормальном состоянии обгонная муфта должна вращаться в одном направлении. Вы можете заметить неисправность обгонной муфты, так как из-за этого плохо разгоняется автомобиль. Существует ещё один метод проверки гидротрансформатора. Для этого нужно установить рычаг переключения передач в нейтральное положение и нажимать на педаль газа, увеличивая обороты мотора. Если при нажатии педали резко увеличиваются обороты, то проблемы надо искать в гидротрансформаторе.
Автомобиль может неплохо разогнаться с места, но когда достигнет определённого скоростного показателя, перестаёт реагировать на нажатие педали газа. Значит, в гидротрансформаторе заклинила оборотная муфта, и теперь будет постоянно повышаться температура двигателя, достигая критического значения, а также будет сильно нагреваться ГТ и он приобретёт синий оттенок. Во время использования автомобиля, который имеет исправную АКПП, нажатие и отпускание педали газа, а также перемещение рычага коробки передач, должно происходить последовательно и равномерно. Всегда следите за правильностью переключения передач, так как оно должно происходить на определённой скорости. При пробуксовках, рывках, задержках при переключении передач или полном отсутствии передачи нужно немедленно обращаться в специализированный автосервис, так как АКПП вашего автомобиля необходимо ремонтировать.
Неисправности можно легко обнаруживать если у вас есть карта включения фрикционов, так как в ней есть информация по каждому включению передачи. Любая АКПП должна иметь такую карту, иначе с определением неисправности могут возникнуть определённые трудности. В автоматической коробке передач могут возникать проблемы, как с каждым отдельным переключением, так и со всей АКПП в целом, поэтому диагностика будет особенно важна для выявления причин.