Роботизированные коробки передач DSG устанавливаются на автомобили почти 20 лет. За это время преселективные агрегаты с двумя сцеплениями успешно прошли несколько этапов модернизации, но вокруг них до сих пор много легенд и слухов. Попробуем развеять все мифы и понять, как эксплуатировать КПП для долгой и бесперебойной работы.
Сейчас производством «роботов» занимаются многие компании. Но их почти всегда называют привычной аббревиатурой DSG, ставшей именем нарицательным. Причина кроется в том, что марка Фольксваген первой в мире начала массово устанавливать такие коробки передач на свои автомобили и дала им обозначение Direct Shift Gearbox. Инженеры немецкого концерна доработали существующие технологии и адаптировали их под использование на авто.
У роботизированных коробок есть уникальные особенности, влияющие на их эксплуатацию. Для полной выработки заложенного в агрегаты ресурса достаточно придерживаться нескольких правил. Иначе владельцев ждут сложные, долгие и дорогие ремонты...
Если говорить максимально упрощенно, то DSG — это роботизированная «механика», в которой не нужно бесконечно переводить рычаг в нужное положение. За управление в ней отвечает специальный блок — мехатроник. И в отличие от классической МКПП, здесь применяется двойное сцепление.
Если продолжить сравнение с механическими трансмиссиями, то у «роботов» есть несколько преимуществ:
Отличная динамика за счет очень быстрых переходов от одной передачи к другой. Даже профессиональные автогонщики не способны так быстро управлять коробками.
Экономичность благодаря плавной работе без резких скачков оборотов.
Теперь наверняка всем понятно, что «роботы» имеют мало общего с классическими «автоматами». Хотя любители именно их обычно сравнивают по техническим характеристикам и надежности.
Последний фактор обсуждается особенно часто, и большинство людей считают роботизированные КПП слишком капризными и хрупкими. Сложно сказать, сколько агрегатов пришли в негодность по причине конструкторских просчетов. Но очень много коробок было сломано самими владельцами, которые использовали их неправильно.
У Фольксвагена и других марок есть два альтернативных вида «роботов»:
1. «Мокрое» — сцепление погружено в масляную ванну, что обеспечивает отличное смазывание элементов и лучшее охлаждение. Такие коробки чаще встречаются на мощных внедорожниках и SUV, на машинах с дизельными двигателями. Хотя некоторые производители ставят их на обычные седаны, хэтчбеки и универсалы.
2. «Сухое» — сцепление работает без смазки, поэтому не может выдерживать максимальные нагрузки. Коробки с такими агрегатами гораздо легче перегреть, поэтому ими комплектуются маломощные автомобили.
Любой производитель «роботов» подчеркивает, что DSG не предназначена для агрессивного стиля езды с резкими ускорениями, постоянной работой на высоких оборотах и пробуксовками. Но советам следуют далеко не все. Например, владельцы Шкод, Фордов и Фольксвагенов, которые любят усовершенствовать свои машины. Они устанавливают мощные моторы, турбины, делают чип-тюнинг и т. д. При этом коробки передач никак не усиливают ввиду невозможности сделать это. Иногда любители быстрой езды устанавливают на КПП дополнительное охлаждение. Но это полумера, не способная обмануть физику.
Неудивительно, у таких «гонщиков» агрегаты являются расходниками. Они отказывают с пугающей регулярностью и портят общую статистику по роботизированным коробкам. И здесь стоит отметить одну особенность — даже при самой жесткой эксплуатации DSG ломаются далеко не сразу. Отсюда можно сделать простой вывод — конструкторы закладывают в них больший ресурс, чем заявлено официально!
Одно из самых главных правил — перевод рычага производится только во время полной остановки (если автомобиль до этого двигался). При этом тормоз должен быть выжат!
Когда селектор установлен в нужном положении (например, из Паркинга переведен на Драйв), не следует мгновенно и резко нажимать на педаль акселератора. Электронике требуется некоторое время (обычно секунда или чуть больше), чтобы обработать новую команду и включить нужный режим.
Переключение сделано, небольшая пауза выдержана, плавно нажимаем на газ и приводим автомобиль в движение — это универсальная формула безопасной эксплуатации DSG. Плюс с такой манерой езды мотор будет испытывать меньше сверхнагрузок, что положительно скажется на его ресурсе.
Роботизированные коробки передач настроены так, что после начала движения стараются быстрей перейти ко второй и последующим передачам. Так обеспечивается топливная экономичность. В городском трафике со светофорами, пешеходными переходами, «лежачими полицейскими» и другими препятствиями такие настройки играют во вред. КПП большую часть времени работает в режиме «1 - 2 - 1 скорость». Как только она делает ускорение, тут же приходится замедляться.
Постоянное передвижение в таком режиме приводит к перегреву сцепления. Даже «мокрого»! Избежать этого поможет использование ручного режима переключения. В большинстве случаев можно двигаться на первой передаче, которой вполне достаточно для передвижения от одного светофора к другому.
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять конструктив DSG. Если с такой КПП не до конца выжать педаль тормоза, то диски сцепления разомкнутся не полностью. Движение в таком режиме будет приводить к нагреву и износу деталей. Не сразу, но к 100-130 тысячам пробега у большинства автомобилей возникнут разного рода проблемы с коробкой.
Еще одна важная деталь — движение в гору. Исправный «автомат» держит машину даже без выжатого тормоза, но «робот» допускает «откаты» даже в режиме «Drive». Не те, о которых вы подумали. Если на авто с такой трансмиссией встать на дороге с уклоном, оно неизбежно покатится вниз. Здесь важен навык быстрого перемещения ноги на педаль газа или использования «ручника».
Используете «ручник» для трогания в гору без отката? На DSG это вполне обоснованно. И даже если нужно просто поставить машину на парковку в подъем или на спуске, то ручной тормоз обязателен к использованию. Этот простой прием снизит нагрузку на механизм блокировки.
ВАЖНО: Некоторые автовладельцы пренебрегают указанным правилом. Но лучше перестраховаться. Кроме заботы о трансмиссии здесь важно думать о безопасности. Если автомобиль самопроизвольно покатится под уклон, последствия могут быть самыми разными!
Любите устраивать мини-гонки между светофорами, где раскручиваете двигатель до максимума, а затем резко останавливаетесь? Тогда роботизированная КПП не для вас! Особенно когда нужен старт «с двух педалей». В таком случае возможно два варианта:
1. На авто установлен защитный механизм. Тогда маховик и диск сцепления банально не сомкнутся. Даже нажатие педали «в пол» не заставит обороты расти, а машину резко ускоряться.
2. Защита отсутствует. Смыкание произойдет, но движение не начнется из-за зажатого тормоза. Плюс диски начнут буксовать и «подгорать».
Частые ускорения и торможения менее опасны, но и они не проходят бесследно и могут привести к ремонту DSG. Электроника коробки передач не всегда будет успевать за действиями водителя, поэтому начнутся рывки, ускоренный износ деталей и т. д. Здесь лучше использовать ручной режим переключения.
Если речь идет о внедорожниках и кроссоверах, то такие машины имеют большой клиренс и способны забираться в настоящее бездорожье. А там неизбежно придется буксовать. Делать это долго и часто, как на подготовленном УАЗе, нельзя. Особенно когда автомобиль укомплектован «сухой» семиступенчатой трансмиссией. «Мокрая» КПП простит непродолжительные пробуксовки, но только если они будут редкими.
Таскать прицепы или нет? Здесь сложно четко ответить на вопрос.
Первым делом стоит заглянуть в инструкцию по эксплуатации автомобиля. Возможно, там будут указаны допустимый пробег, скорость передвижения и предельная нагрузка. Если нет, тогда стоит по возможности реже цеплять дополнительный груз, двигаться не очень быстро и на минимальное расстояние.
Коробка передач DSG — детище инженеров, решивших две ключевые задачи: добившихся экономии топлива и хорошей динамики. Но в мире нет ничего совершенного. Поэтому использование «робота» требует от владельца аккуратности и отказа от агрессивного стиля вождения.